Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации была разработана в конце XX века усилиями специалистов из Университета Калгари (Канада) и Кембриджского университета (Великобритания). Эта модель является повсеместно признанным методом обучения коммуникативным навыкам в медицине. Она была создана в ответ на насущную потребность улучшить взаимодействие между врачами и пациентами, ведь от этого зависит весь успех лечебного процесса.
Основываясь на принципах эмпатии, активного слушания и партнерства, консультация по Калгари-Кембриджской модели проходит через пять основных шагов: начало визита, детальный сбор информации, проведение осмотра, обсуждение диагноза и плана лечения с пациентом, и последнее — завершение консультации. Далее рассмотрим характеристику каждого из этих этапов.


Начало консультации
В начале приема очень важно установить контакт с пациентом. Для этого доктор:
- Приветствует пациента и узнает его имя.
- Представляет себя, свою должность; получает согласие при необходимости.
- Определяет причину обращения с помощью соответствующего вступительного вопроса (например, «Что вас беспокоит?», «Какие проблемы привели вас в больницу?»).
- Внимательно слушает рассказ пациента о проблеме, не перебивает. Существует миф, что пациенты могут говорить в течение всего приема, если им позволить высказаться без ограничений, однако исследования показывают, что большинство пациентов завершает свой рассказ о проблеме менее чем за две минуты.
- Уточняет правильно ли он понял проблему и проверяет наличие других проблем (например, «значит, вас беспокоят головные боли и усталость; что-нибудь ещё?»).

Сбор информации

В этой части приема доктор:
- Поощряет пациента рассказать анамнез заболевания. Уточняет даты и последовательность событий.
- Использует как открытые, так и закрытые вопросы. Сначала обычно задается открытый вопрос, а затем уточняет закрытым вопросом. (например, «Не могли бы вы объяснить, что вы подразумеваете под жжением в груди?» — «Я правильно понимаю, что оно появляется в горизонтальном положении?»).
- Внимательно слушает, позволяя пациенту завершить рассказ и оставляя ему возможность подумать, прежде чем ответить, или продолжить рассказ после паузы.
- Реагирует как вербально, так и невербально на историю пациента: кивки головой, открытая поза, зрительный контакт, повторения, перефразирования.
- Периодически подводит итоги сказанного, перефразирует услышанные слова.
- Использует краткие, понятные речевые обороты, избегает сложных терминов или сопровождает их объяснением.

Проведение осмотра
Во время этого этапа медицинский специалист дает разъяснение пациенту о предстоящем физикальном осмотре, его цели, чтобы пациент знал, чего ожидать, и получает согласие на процедуру.

Обсуждение плана лечения
После сбора информации и проведенного осмотра врач:
- Предоставляет достаточное количество информации. Проверяет понимание ситуации пациентом, использует реакцию пациента как руководство к дальнейшим действиям.
- Структурирует информацию (например: «Есть три важных аспекта, которые я хотел бы обсудить. 1-е…»).
- Дает объяснения в подходящее время: избегает преждевременных советов или обещаний.
- Поощряет пациента высказывать свои мысли: идеи, предложения и предпочтения.
- Обсуждает взаимоприемлемый план. Предлагает выбор: побуждает пациента делать выбор и участвовать в принятии решений.

Завершение консультации
В конце приема доктор:
- Проверяет, приемлем ли план для пациента и были ли решены проблемы.
- Объясняет какой результат ожидается, рассказывает о возможных побочных эффектах или вероятном развитии болезни, что делать, если разработанный план лечения не сработает, когда и как обращаться за помощью.
- Уточняет, есть ли какие-либо дополнения или другие вопросы.