Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации была разработана в конце XX века усилиями специалистов из Университета Калгари (Канада) и Кембриджского университета (Великобритания). Эта модель является повсеместно признанным методом обучения коммуникативным навыкам в медицине. Она была создана в ответ на насущную потребность улучшить взаимодействие между врачами и пациентами, ведь от этого зависит весь успех лечебного процесса.

Основываясь на принципах эмпатии, активного слушания и партнерства, консультация по Калгари-Кембриджской модели проходит через пять основных шагов: начало визита, детальный сбор информации, проведение осмотра, обсуждение диагноза и плана лечения с пациентом, и последнее — завершение консультации. Далее рассмотрим характеристику каждого из этих этапов.

Начало консультации

В начале приема очень важно установить контакт с пациентом. Для этого доктор:

  1. Приветствует пациента и узнает его имя.
  2. Представляет себя, свою должность; получает согласие при необходимости.
  3. Определяет причину обращения с помощью соответствующего вступительного вопроса (например, «Что вас беспокоит?», «Какие проблемы привели вас в больницу?»).
  4. Внимательно слушает рассказ пациента о проблеме, не перебивает. Существует миф, что пациенты могут говорить в течение всего приема, если им позволить высказаться без ограничений, однако исследования показывают, что большинство пациентов завершает свой рассказ о проблеме менее чем за две минуты.
  5. Уточняет правильно ли он понял проблему и проверяет наличие других проблем (например, «значит, вас беспокоят головные боли и усталость; что-нибудь ещё?»).

Сбор информации

В этой части приема доктор:

  1. Поощряет пациента рассказать анамнез заболевания. Уточняет даты и последовательность событий.
  2. Использует как открытые, так и закрытые вопросы. Сначала обычно задается открытый вопрос, а затем уточняет закрытым вопросом. (например, «Не могли бы вы объяснить, что вы подразумеваете под жжением в груди?» — «Я правильно понимаю, что оно появляется в горизонтальном положении?»).
  3. Внимательно слушает, позволяя пациенту завершить рассказ и оставляя ему возможность подумать, прежде чем ответить, или продолжить рассказ после паузы.
  4. Реагирует как вербально, так и невербально на историю пациента: кивки головой, открытая поза, зрительный контакт, повторения, перефразирования.
  5. Периодически подводит итоги сказанного, перефразирует услышанные слова.
  6. Использует краткие, понятные речевые обороты, избегает сложных терминов или сопровождает их объяснением.

Проведение осмотра

Во время этого этапа медицинский специалист дает разъяснение пациенту о предстоящем физикальном осмотре, его цели, чтобы пациент знал, чего ожидать, и получает согласие на процедуру.

Обсуждение плана лечения

После сбора информации и проведенного осмотра врач:

  1. Предоставляет достаточное количество информации. Проверяет понимание ситуации пациентом, использует реакцию пациента как руководство к дальнейшим действиям.
  2. Структурирует информацию (например: «Есть три важных аспекта, которые я хотел бы обсудить. 1-е…»).
  3. Дает объяснения в подходящее время: избегает преждевременных советов или обещаний.
  4. Поощряет пациента высказывать свои мысли: идеи, предложения и предпочтения.
  5. Обсуждает взаимоприемлемый план. Предлагает выбор: побуждает пациента делать выбор и участвовать в принятии решений.

Завершение консультации

В конце приема доктор:

  1. Проверяет, приемлем ли план для пациента и были ли решены проблемы.
  2. Объясняет какой результат ожидается, рассказывает о возможных побочных эффектах или вероятном развитии болезни, что делать, если разработанный план лечения не сработает, когда и как обращаться за помощью.
  3. Уточняет, есть ли какие-либо дополнения или другие вопросы.